Внедрение цифровых технологий в школах (по материалам прессы). Часть 2
Продолжаем. В скобках курсивом мои комментарии.
25 мая 2018 в работе Петербургского международного экономического форума приняла участие Министр просвещения Российской Федерации О. Васильева. Она прокомментировала, что изменит в сфере образования реализация проекта «Цифровая школа».
Проект, по словам министра, должен в корне изменить образовательный процесс.
Для школьников будет обеспечена возможность построения индивидуальных траекторий обучения. Изменится роль учителя, который станет куратором, помогающим учащимся разработать индивидуальную траекторию обучения, будет ориентировать школьников в соответствии с выбранными ими приоритетами. Из источника знаний он превращается в организатора учебного процесса.
(Итак, учитель будет ориентироваться на запросы и приоритеты учащихся. Это сразу исключает из образовательного пространства процентов 70 учеников, у которых нет желания учиться и никто им это желание не вбивает. Им уготовано погружение в игровые миры. Источником знаний учитель уже не будет, он будет тьютором с соответствующим понижением статуса и з/п. Кто же будет вместо него источником знаний? Очевидно, создатели электронных курсов. Кто они? С учетом того, что техническая реализация цифровой школы обеспечивается американскими компаниями?).
Электронная система позволит избавиться от такой рутинной работы, как проверка однотипных домашних заданий. Кроме прочего в российских школах могут быть введены автоматизированная проверка письменных работ, отчетность и подготовка материалов к уроку. (При ручной проверке учитель указывает каждому ученику его ошибки с комментариями, это часть процесса обучения. Автоматизированная проверка возможна только по ответам. Она не дает ученику понимания своих ошибок. Автоматизированная подготовка материалов к уроку означает окончательную ненужность учителя).
«Проект позволит обеспечить обновление содержания образования, дав возможность учащимся свободно и в то же время безопасно ориентироваться в цифровом пространстве. Для педагогов цифровизация снизит административную нагрузку», — указала она. (Это означает замену учебных занятий на игровые, не несущие в себе учебных целей. Очевидно, изменение содержания образования будут определять создатели электронных курсов. Раньше, в СССР, этим занималось Министерство просвещения).
«Цифровая школа» обеспечит повышение квалификации педагогов и оснащение школ необходимой инфраструктурой, что в свою очередь позволит максимально эффективно использовать ресурсы еще одного нашего масштабного ресурса – Российской электронной школы, в которой заключен значительный объем онлайн-материалов для учащихся и учителей, - сказала Ольга Юрьевна. (Разумеется, изменение квалификации педагогов необходимо, их же не этому учили в пединститутах. Возникает вопрос, а зачем тогда пединституты? Создатели форсайта видят ответ в их ликвидации, что уже несколько лет и происходит).
В рамках проекта…будут обеспечены конкурентная среда и возможность взаимодействия государственного и частного сектора в сфере образования. (Результат этого взаимодействия недвусмысленно прописан в Форсайте образования. Разработчики реформы хорошо понимают, кто победит в конкуренции учебного курса и онлайн-игры с погружением в виртуальную реальность).
Глава Минобрнауки Ольга Васильева признала, что «Цифровая школа» потребует больших расходов на оснащение школ и переподготовку преподавателей. Необходимо, чтобы был доступ к единой образовательной платформе и условия для дистанционного обучения и онлайн- образования. (Условия для дистанционного и онлайн-образования – ключевая фраза. Если есть условия, значит, появится и сам переход на эти формы).
Реализация проекта «Цифровая школа» рассчитана на период с 2018 по 2025 год.
О. Васильева: «У нас не хватает прежде всего молодых…Ежедневно в классы школ России входит 1 миллион 280 тысяч 572 учителя. Из них только 5,5% — до 29 лет. И страшно другое — что к 2029 году этот процент не очень изменится. Последние статистические данные — нам не хватает примерно 78–80 тысяч». (В такой ситуации замена учителей онлайн-курсами становится безальтернативной).
Васильева также рассказала, что в регионах сейчас запускается программа «Функциональная грамотность». Это связано это с тем, что четверть населения страны утратила навык тезисно излагать содержание только что прочитанного текста. (Остальные навыки население тоже утратит при таких реформах).
18 февраля 2019 года В. Путин провёл рабочую встречу с главой «Ростелекома» Михаилом Осеевским. В ходе неё глава телекоммуникационной компании отметил, что «Ростелеком» готов подключить 40 тысяч школ за 40 миллиардов рублей с оплатой трафика до 2025 года.
Концерн «Автоматика» Госкорпорации Ростех занимается внедрением программно-аппаратного комплекса «Цифровая школа» в российских учреждениях среднего образования. Комплексное решение переводит в цифровой формат все основные процессы: от контроля доступа в школу до финансовых расчетов и формирования различных видов отчетности. Разработчиком решения «Цифровая школа» выступает Новосибирский институт программных систем концерна «Автоматика».
Выставка- форум современных технологий и решений для школьного и профессионального образования «Цифровая образовательная среда» прошла на ВДНХ. Мероприятие организовано Госкорпорацией Ростех совместно с Группой компаний «Просвещение». Выставка прошла в интересах реализации приоритетного национального проекта «Образование». В экспозиции представлены высокотехнологичные интегрированные решения Госкорпорации Ростех для повышения качества и доступности общего образования в школах России: цифровые технологии для персонализации обучения, роста мотивации школьников и мониторинга их успеваемости.
Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех представил интерактивный карьерный навигатор: программный комплекс, который поможет школьникам определить свою карьерную траекторию. Интерактивный карьерный навигатор позволяет пройти профориентационный тест с использованием VR-технологий, по итогам которого программа выдает школьнику список наиболее подходящих ему профессий и компаний, где востребованы специалисты этого профиля. Специально разработанное программное обеспечение формирует персональную карьерную траекторию ученика от школы до предприятия: выдает список вузов, которые готовят специалистов по выбранной специальности, перечень экзаменов, необходимых для поступления, информацию о проходных баллах по ЕГЭ за последние годы. (То есть индивидуальную траекторию будет формировать не учитель, а программный комплекс, что и следовало ожидать. Мало ли чего учитель навыдумывает…).
Уже сейчас у работодателей есть много различных систем и одна из идей – связать индивидуальное портфолио с рекрутинговыми ресурсами, такими как HeadHunter, Superjob, с порталом Роструда «Работа в России» и другими. (То есть не только учиться, но и устраиваться на работу выпускники будут по цифровому следу).
В 2019 году должно появиться решение, позволяющее формировать индивидуальные портфолио обучающихся, что является одним из ключевых параметров национального проекта «Образование», утвержденных президентом Российской Федерации.
Предполагается интеграция индивидуальных портфолио с другими системами, которые будут передавать и получать информацию о достижениях обучающегося. Стоит отметить, что портфолио не так информативно, как профессиональный профиль, который можно составить на его базе. И именно понятный профессиональный профиль человека будет полезен не только самим пользователям, но и работодателям, так как помимо диплома у них будет гораздо больше информации о потенциальных и новых сотрудниках.
Агрегирование данных об учащихся существенно упростит процесс подбора и развития персонала, а также позволит, например, более точно сформировать понимание, в каких дополнительных компетенциях нуждается новый сотрудник, исходя из его индивидуального профиля.
13 июня 2019 года Mail.ru Group и «Ростелеком» объявили о создании совместного предприятия с целью развития цифровых технологий в школах. Новая компания получила название «Цифровое образование».
Основной сферой деятельности СП станет разработка информационных продуктов, предназначенных для модернизации образовательного процесса в школах, включая дневники, коммуникационные сервисы для школ, учителей, родителей и учеников. Стороны объединят ресурсы и экспертизу для разработки в рамках СП собственных технологий, необходимых для процессов цифрового образования.
Познавательное интервью CNews с Артемом Ермолаевым, руководителем департамента информационных технологий города Москвы:
CNews: Ранее объявлялось о намерении внедрить в московских школах свободное ПО (СПО). На какой стадии находится проект?
Артем Ермолаев: Мы сейчас СПО, в общепринятом его значении, не используем. Linux не приближается к приложениям WindowsBase, AndroidBase или iOSBase. За последние 5-6 лет оно не изменилось – мы не видим перспективы его развития. Вместе с тем мы считаем, что свободное ПО перешло на другой уровень, оно строится на принципах API. Поэтому мы предлагаем сторонним разработчикам использовать открытые интерфейсы для создания приложений. Мы будем интегрировать их с нашей системой, в частности, мы сейчас очень заинтересованы в геймификации учебного процесса. Сторонние разработки нам пригодятся. И мы готовы им платить, если их контент будет востребован школами. (Обратите внимание на принцип отбора контента: «если будет востребован школами». Конкретно кем? Кто будет контролировать?).
CNews: Это вы говорите об открытости системы для интеграции. Но для разработки своих решений вы пока не нашли серьезных отечественных аналогов?
Артем Ермолаев: Потому что это ловушка, в которую мы решили не попадать, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Как выясняется, этой «бесплатностью» владеет ограниченное количество специалистов. А для того, чтобы этот навык освоило больше людей, нам нужно инвестировать в рынок труда, в который мы не готовы вкладываться, так как это не наша задача. (Все поняли ответ? Понять можно только в контексте других ответов на подобный вопрос. Отечественные аналоги есть, но ими владеет ограниченное количество специалистов и они не готовы делать свои коды открытыми. В эту «ловушку» господа попадать не хотят. Они хотят попасть в гораздо более комфортную американскую ловушку с открытыми кодами).
CNews: «Ростех» объявил о выпуске специальных планшетов для образовательных учреждений. Что вы думаете по этому поводу?
Артем Ермолаев: Отлично, что появляется рынок планшетов. Но что такое планшет без контента, без обвязки? То, о чем я вам рассказал по проекту МЭШ – это выстраивание новых бизнес-процессов, внедрение технологий, одним планшетом такие задачи не решить. Без актуального контента и современного учителя гаджет – ничто, просто «железка». Тем не менее, если это устройство повлияет на снижение стоимости планшетов на рынке, это будет прекрасно, и мы тоже, возможно, его будем использовать.
Здесь можно узнать о секвенировании генома. А здесь – о сканировании мозга. О виртуальных уроках.
Реализация проекта «Цифровая школа» России (Кольцо цифровых школ) позволит:
- Психологически адаптировать всех участников образовательного процесса к новой неизбежной реальности проникновения высоких цифровых технологий во все стороны жизни.
- Персонализировать обучение с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся и учителей.
- Осуществить тотальный мониторинг обучения всеми участниками и организаторами образовательного процесса.
- Преодолеть барьер языковой коммуникации для доступа к мировым культурно-просветительским ресурсам.
Проблема сопротивления нововведениям не есть только плод консерватизма и некомпетентности, а обусловлена объективными трудностями процесса перехода от старого к новому, от одной модели обучения к другой. (Узнаем, как же её будут решать лоббисты реформ?). В самом общем виде процедуру формирования инновационного поведения можно представить таким образом:
- привлечение сторонников нововведения из лиц, принципиально согласных с необходимостью изменений, активных сторонников из тех, чьи интересы находятся в соответствии с перспективой изменений;
- нейтрализация оппозиции - прежде всего тех, чьи интересы в той или иной степени не соответствуют инновационным изменениям;
- поиск оптимальных организационных форм и методов достижения промежуточных и конечной целей внедрения технологий;
- поиск и эффективное использование требуемых ресурсов.
Таким образом, проблема внедрения информационных технологий должна рассматриваться не только с точки зрения процедурных механизмов, но и с точки зрения создания социальных и организационных предпосылок внедрения, разработки методов управления сопротивлением социального объекта в процессе внедрения технологий. (Это, значит, мы – социальный объект, сопротивление которого будут преодолевать).
Тут примерно такая модель: