Спасай твою жизнь, когда поражён ты горем,
И плачет пусть дом о том, кто его построил!
Ты можешь найти страну для себя другую,
А душу найти другую себе не можешь.
Книга 1001 ночи. Рассказ о двух везирях и Анис аль-Джалис
Проблема разводов не в том, что их много. Проблема в детях, которые остаются в неполных семьях и воспроизводят уже в своей взрослой жизни такое же брачное поведение, считая его нормой. Создать крепкую многодетную семью могут те, кто в родительском доме рос в обстановке заботы и бережного отношения друг к другу.
Посмотрим же на людские судьбы бесстрастными глазами Росстата:

Почти в половине разводов остаются дети, и это дети в основном до 15 лет, т.к., как мы видели ранее, 80% разводов приходится на браки длительностью менее 15 лет.


В среднем на один распавшийся брак приходится 0,6 детей, а на распавшийся брак, в котором были дети, - 1,3 детей. Вспомним, что распадается у нас от 50% до 60% официально зарегистрированных браков

(с учётом продолжительности брака, т.е. по реальным распавшимся бракам)

Вот отношение суммарного коэффициента разводимости к суммарному коэффициенту брачности (оно не реагирует на изменение возрастной структуры населения):

Так что из 100 зарегистрированных браков 40-50 остаётся, 25-30 распадаются без детей (т.е. по факту это получаются фиктивные браки), а в результате распада остальных 25-30 браков без папы (чаще всего) остаются 30-40 детей.
Следует ещё учитывать браки фактически распавшиеся без регистрации развода. Также немаловажно, что в составе этой исходной сотни браков уже есть повторные, численность которых примерно 28%, из них ориентировочно 14 браков – с детьми от первого брака. Таким образом, общее количество детей, оставшихся без родных отцов в результате распада зарегистрированных браков, составляет примерно 45-55 детей на каждые зарегистрированные 100 браков.
В семьях с обоими родителями сейчас рождается в среднем 1,8 детей, поэтому в оставшихся 40-50 браках (вычтем ещё из них повторные с детьми) будет около 70 (40*1,8) детей.
Вот такой вид имеет результативность российских браков: на 100 зарегистрированных браков 70 детей с обоими родителями (без учета разошедшихся по факту) и 50 детей без отцов (из них около 10 с отчимами).
Каковы же причины разводов? Вот данные ВЦИОМ:

На первом месте с 46% – отсутствие работы и бедность. Доля этого фактора выросла в два раза (!) с момента кризиса 2014.
С этими цифрами согласуются результаты росстатовского выборочного обследования "Семья и рождаемость": среди помех к рождению желаемого числа детей почти 47% женщин и мужчин основных брачных возрастов указали «отсутствие работы» , а 40% женщин к тому же указали «отсутствие мужа / партнера».
Ну и что думают по этому поводу чиновники? Вот что:
«В России 38 млн человек (44,2%) трудоспособного возраста из 86 млн непонятно, где заняты, чем заняты, как заняты, заявила вице-премьер правительства Ольга Голодец на конференции Высшей школы экономики. По ее словам, эти люди создают серьезные проблемы для всего общества. Остальные 48 млн трудоспособного населения работают в секторах, которые правительству видны и понятны, указала она».
По словам Владимира Яблонского, директора направления "Социальные проекты" АСИ, «по факту Россия имеет экономику, основанную исключительно на сырьевых ресурсах и продуктах низкой переаботки: нефть, газ, металлы, древесины и т.д. Отрасли, в которых ключевую роль играет человеческий потенциал, в стране в зачаточном либо убывающем состоянии».
Евгений Гонтмахер, глава Центра социальной политики Института экономики РАН: «Они отключились от нашего государства, ничего у него не просят и не платят ему налоги. Живут сами по себе, обеспечивая тот уровень жизни, который у них есть».
Всё ясно сказано: это лишние люди, создающие проблемы государству. В экономике для них нет рабочих мест, они не могут создавать семьи, воспитывать детей…
Дети без отцов растут не только по причине разводов. Существует внебрачная рождаемость, статистику по которой ведёт Росстат:

Видно, что после 2015 года доля внебрачных рождений опять начала рост и в настоящее время составляет более 20%. Возрастная структура внебрачной рождаемости указывает на вполне осознанный выбор матерей-одиночек:

Теперь картина стала полной: к тем 120 (70+50) детям, родившимся на 100 браков, прибавим 30 (25% от 120) внебрачных, и получим на 70 детей, живущих со своими отцами, 80 без отцов (из них 10 с отчимами). А ведь мы не учли ещё смертность мужчин, которая делает вдовами уже 5% женщин к 35 годам.
Страна сирот… Какая рождаемость? Какие меры демографической политики? Что они могут дать? Отложим обсуждение этого до следующего раза.