Инклюзивное образование. Что дальше?
Sep. 21st, 2019 01:20 pmПрошедшей зимой в нашем вузе случился аврал: всех преподавателей сняли на две недели с занятий и отправили на переподготовку на кафедру дефектологического образования (ДефО). Аврал случился неспроста. На наш вопрос «зачем» мы получили такой ответ: количество детей-инвалидов в стране растёт. Детей, нуждающихся так или иначе в особых условиях обучения, около 40%. Все преподаватели обязаны пройти переподготовку по обучению лиц с ограничением возможностей здоровья (ОВЗ), а учебные программы в обязательном порядке теперь будут включать раздел об обучении лиц с ОВЗ. И мы теперь обязаны уметь учить таких детей.
На наши головы вылили огромное количество специальной информации, даже азбуке Брайля для слепых учили. А вот более подробно об истории инклюзивного образования мне пришлось узнавать самостоятельно. Привожу то, что мне удалось узнать из интернета.
Инклюзивное обучение подразумевает подстройку всей образовательной среды под конкретного (и каждого) ребёнка-инвалида. Главный принцип инклюзивного образования – не ребенок подгоняется под существующие в образовательном учреждении условия и нормы, а, наоборот, вся система образования подстраивается под потребности и возможности конкретного ребенка. Инклюзивное, т.е. «включенное» образование подразумевает совместное обучение всех детей: а значит и колясочников, и глухих, и слепых, и немых, и аутистов и других. Поэтому весь учебный процесс должен быть подстроен под всех.
Об инклюзивном образовании у нас в стране заговорили в 2008 году. В 2009 году был создан Институт проблем инклюзивного образования при Московском городском психолого-педагогическом университете. На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье 24 Конвенции говорится о том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
В настоящее время образовательная федеральная политика направлена на масштабное внедрение инклюзивного образования. Государственная документация содержит положение об этом типе обучения, определены даже конкретные сроки – в 2025 новый метод будет внедрен достаточно массово, чтобы удовлетворять запросам большей части лиц с ОВЗ.
Идея предполагает формирование общеобразовательной системы, объединяющей детей по месту жительства. Инвалиды и те, кто инвалидности не имеет, должны проходить один и тот же образовательный курс. Не играет роли, каков уровень развития интеллекта, какие наблюдаются нарушения физического характера или психики. Задача педагога – относиться равно ко всем, учитывать особые потребности и в равной степени включать в работу всех присутствующих.
В 2010-м концепция инклюзивного образования нашла отражение в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Дмитрия Медведева.
Важные цитаты из неё приведём:
«Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлён переход на новые стандарты. В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора.
Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах.
Отдельная задача – привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования. Пройдя психолого-педагогическую подготовку, освоив новые образовательные технологии, они смогут продемонстрировать детям свой богатый профессиональный опыт.
Архитектура школьного пространства должна позволять эффективно организовывать проектную деятельность, занятия в малых группах, самые разные формы работы с детьми.
Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий. Практика индивидуального обучения, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников.
Школа должна стать более самостоятельной как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств».
Каждый абзац здесь – информация к размышлению. Но не будем отдаляться от темы и оставим их без комментариев.
Что уже принято в виде ФЗ:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об образовании в Российской Федерации",
Обучающийся с ОВЗ - лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Что ещё не принято, но уже на очереди:
Центр проблем аутизма перевел на русский язык документ, разработанный экспертами комитета ООН по правам инвалидов. Это Основной комментарий к статье 24 конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Россией в 2012 году. Документ был принят 26 августа 2016 года. В документе различают инклюзию, интеграцию и сегрегацию. Приведём цитаты из документа с комментариями переводчика:
«Рекомендации Основного комментария обязательны для исполнения в России, и российское законодательство нужно приводить в соответствие с Конвенцией.
Инклюзия – это реформирование среды, превращение ее в доступную для всех участников.
Сегрегация - это образование учеников с особенностями в изолированных учреждениях.
Интеграция – это образование людей с особенностями в неадаптированной образовательной среде.
Необходимо ввести всеобъемлющую и скоординированную законодательную и политическую основу для инклюзивного образования, а также четкие и адекватные сроки осуществления и санкции за нарушения. Расходы на инклюзию нужно запланировать. Средства появятся, если не тратить их на сегрегацию. Министерства образования должны обеспечить инклюзию всеми необходимыми ресурсами.
Одно из обязательных условий инклюзии - развитие универсального дизайна, т.е. проектирование среды так, чтобы она была максимально доступна для всех. Это не только пространственно-предметное окружение ученика, но и подход к обучению. Он предполагает возможность предъявления разных заданий, использования разных устройств. Когда одному ученику предлагается одно, а другому – другое, в зависимости от его потребностей.
Педагог инклюзивного образования ответственен за проработку курса, учитывающего специфические особенности всех участников группы. Один ребенок пишет сочинение, а другой делает презентацию в PowerPoint, одному нужен обычный шрифт, другому – шрифт Брайля, а третьему – букварь с подчеркиваниями. Универсальный дизайн дает учителю арсенал готовых методик, которые можно использовать для максимально индивидуализированного подхода к ребенку: учитывать его стиль восприятия, учитывать, он «правополушарный», или «левополушарный» и т.п.
Сегрегационные формы образования заведомо снижают планку. Программа специальной школы предполагает упрощение. Когда от ребенка ждут немногого, он отвечает немногим. И это десятилетиями подтвержденный итог сегрегационного образования.
В рамках работы над проектом «Инклюзивное образование: в согласии с законом», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов, готовится перевод еще одного очень важного доклада - это обзор научной базы инклюзивного образования. По заказу ООН его подготовил бразильский институт Алана при поддержке Ассоциации Абта, известнейшей и очень авторитетной компании по социальным исследованиям в американском Кэмбридже. Этот отчет – результат систематического обзора 280-ти исследований, проведенных в 25-ти странах. Его авторы демонстрируют преимущества инклюзивного образования».
А теперь будем разбираться.
Все обучение в наших школах построено по методике Коменского. Главным является обучение сообразно ступеням развития ребенка, т.е. обучение только тому, что ребенок может воспринять. И если в классе сидит ребенок-аутист, значит нужно принять, что все, кто с ним находится в классе — тоже аутисты, т.е. нам предложено равняться на ОВЗ. «Особые» дети будут сильно тормозить остальной класс, нарушать учебный процесс, будет снижаться качество образования для обычных детей.
Необходима инклюзия не образовательная, затрудняющая получение качественного образования и коррекции, а инклюзия социальная: включение инвалидов в социальные процессы и отношения. Взаимоотношения инвалидов и здоровых – фактор социальной интеграции. Но это касается общения, совместных дел и отдыха, а не развития и обучения!
Представьте, у вас в классе ребёнок с аутизмом, который сидит под партой, ему там комфортнее. Другой ребёнок – с умственной отсталостью: он не понимает объяснения учителя, да и по индивидуальной карточке заниматься не в силах, вот и кривляется, выкрикивает что-то, срывая весь учебный процесс.
И пока Институт проблем инклюзивного образования рассуждает о возможности введения тьюторов, такая “инклюзия” уже практикуется в школах. Страдают все участники образовательного процесса. А чиновники от образования требуют, чтобы процент образовательных учреждений, внедряющих инклюзивное образование, неуклонно увеличивался.
Под речи о защите прав детей-инвалидов постепенно, исподволь начинает разрушаться уникальная система коррекционной педагогики. В нашей стране была создана хорошая система коррекционной педагогики. Она включает в себя подготовку узких специалистов, сеть учебных заведений, в которых дети-инвалиды получают образование, адекватное их возможностям, навыки самостоятельной жизни в обществе, а главное — профессию. Разработаны уникальные методики обучения, специальные программы и оборудование для школ. Принципы инклюзивного образования предполагают отказ от отечественной коррекционной педагогики и ликвидацию специально созданных условий. Когда началось внедрение инклюзивного образования, коррекционные школы стали не нужны, и во многих районах их закрыли.
Идея инклюзивного образования имеет экономическую подоплеку. Коррекционная педагогика – с ее вузами, с учителями-дефектологами, с системой школ восьми видов, с особыми программами, со специальным оборудованием, с собственными учебными пособиями, малой наполняемостью классов и групп – дорогое удовольствие. Инклюзивное образование гораздо более дешевое. Именно поэтому западные страны, столкнувшись с необходимостью дать образование детям-инвалидам, поначалу пошли по пути советской коррекционной педагогики, но быстро опомнились. Рассудили так: «У ребенка-инвалида есть право учиться? Пусть идет в обычную школу наравне со всеми».
Выводы из всего этого каждый может сделать сам.
no subject
Date: 2019-09-26 08:00 am (UTC)Качество образования
Date: 2019-09-28 06:03 pm (UTC)««Абанкина И.В. - директор Института образования НИУ ВШЭ.
Институт был образован в 2012 года с целью укрепления лидерства НИУ ВШЭ в обеспечении реформы образования на базе (...) Международной лаборатории анализа образовательной политики. Его задачи:
• разработка предложений по модернизации системы образования,
• разработки содержания образования, включая образовательные стандарты;
• разработка правовых механизмов системы образования;
• оценка качества образования
• разработка новых подходов к организации учебной деятельности
• мониторинг реализации гос. политики в обл. образования, включая сопровождение гос. программы «Развитие образования».
Институт образования ВШЭ и Международная лаборатория анализа образовательной политики являются ключевыми подразделениями в составе САЕ (стратегическая академическая единица) "Образование и развитие человека в меняющемся мире".
Цель: Создание на базе НИУ ВШЭ первого в России научно-образовательного центра превосходства по глобальной проблематике в области образования и развития человека на основе полидисциплинарных исследований и разработок.
Основные задачи:
•…решение ключевых глобальных и нац. задач в области образования и развития человека, включающей в себя международные проекты совместно с университетами и научными центрами США, стран Европы и БРИК;
•Участие в проектировании и анализе гос. политики и реформ в сфере образования;
•Создание одной из ведущих в Европе «Graduate School of Education» за счет развития англоязычных глобально-ориентированных постбакалаврских образовательных программ, интегрированных с научно-исследовательской деятельностью САЕ.
Основные ожидаемые результаты:
•САЕ является лидером пула международных сетевых и сопоставительных исследований, а также «точкой входа» России в глобальную исследовательскую повестку в области трансформации систем и институтов образования;
•САЕ обеспечивает получение эмпирических данных за счет экспертно-аналитических и консалтинговых услуг и разработок в интересах международных и нац. организаций и сетей;
•САЕ обеспечивает набор лучших рос. и иностранных студентов на постбакалаврские образовательные программы Comparative Education, Education and Human Development, Evidence-based Education Policy, Measurement in Psychology, Higher Education Management.
Достигнута договоренность о стратегическом партнерстве с рядом авторитетных организаций, среди которых:
University of Twente,Stanford University,
Institute of Education, University of London,University of Massachusetts,
The World Bank,Banco Santander,
Агентство стратегических инициатив (АСИ).
… «портрет» российского образования появился в рамках работы Центра стратегических разработок над стратегией Социально-экономического развития РФ до 2024 года. Так появился доклад «12 решений для нового образования». Предложенные в нем решения отразились и в «майском» указе президента (2018), и в содержании национальных проектов «Образование» и «Цифровая экономика». Аналитика и собранные материалы вышли в серии, редакторами которой выступили Я.И. Кузьминов и И. Фрумин.
…формирование более инклюзивного общества, развитие международной мобильности и кооперации – в решении всех этих задач высшее образование может и должно сыграть ключевую роль.
Институт образования НИУ ВШЭ совместно с компанией Яндекс завершил первый в России эксперимент по оценке влияния онлайн-технологий на успеваемость школьников. Исследование проводилось Институтом образования (Международная лаборатория анализа образовательной политики и Центр психометрики и измерений в образовании) совместно с Яндекс.Учебником при поддержке ведущих зарубежных экспертов из Стэнфорда и Калифорнийского университета.
Захаров Андрей Борисович. Руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики
Фрумин Исак Давидович, научный руководитель Института образования.
Цифровизация школьного образования выходит на новый уровень с появлением в ней крупнейших игроков ИТ рынка. «Яндекс.Учебник» с момента запуска планировал не только разработку продукта, но и фундаментальные исследования с ведущими научными командами.
Евгений Лурье, директор продукта «Яндекс.Учебник»
Заместитель руководителя магистратуры «Цифровая трансформация образования», эксперт Инобра Лада Смирнова защитила ученую степень PhD в Манчестерском университете.
После докторантуры в Великобритании вернулась в Москву»».