Вы знаете, что  минарет не стоит иначе как на четырех подпорах, ведь сказано:

Четыре нужны ещё, чтобы было прекрасно всё:

Вино, и цветущий сад, динар, и любимый.

Вам нужен четвёртый, который был бы мужем разумным.

Книга 1001 ночи. Рассказ о носильщике и трёх девушках

 

А что тем временем происходит с семьями? Ведь рождаемость теснейшим образом связана с семейным благополучием?

Для нашего анализа возьмем данные по бракам и разводам из Демографического ежегодника, результаты последней переписи населения 2010 года и микропереписи 2015 года.

Оставшиеся фрагменты, не вошедшие в предыдущие статьи, размещаю здесь, чтоб не пропали.

Один из существенных вопросов - об истоках предлагаемых методов обучения. Это не реэкспорт западного ''получить компетенции'', а очень похоже на отечественную - СМД-методологию (начало разработки 1952–1954) А.А. Зиновьев, Щедровицкий, Б.А. Грушин, Мамардашвили и др.

Технологии и принципы обучения типа проектной детальности, максимальной психологической комфортности, совместного обучения, не  есть что-то новое и неведомое. Все они взяты у Луначарского и Крупской, а также у других деятелей, боровшихся со старой школой "зубрежки  и  насилия" в 20 годы  прошлого века. Достойную оценку этим усилиям дал, правда, в свое время Иосиф Виссарионович, в своем знаменитом постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» в 1936 году. Ибо на 19 году советской власти великий прагматик догадался, что та армия идиотов, воспитываемая по рецептам "архиреволюционеров" может и будет полноправными членами социалистического общества, но вряд ли выиграет грядущую войну и обеспечит технический прогресс страны. А потому пришлось вернуться к дореволюционной русской школе, переосмыслив, правда, многое в классической системе образования.

В предыдущей части мы приступили к изложению основных проблем, которые создает нам новая модель образования, и способов их преодоления. В этой, заключительной, части мы сформулируем оставшиеся проблемы и рассмотрим пути их решения.

Проблема 3. Использование современных технических средств обучения наносит вред здоровью.

В прошлой заметке мы приступили к освещению возможных способов преодоления тех проблем, которые несет нам реформа образования.  По сути, трансформация образовательной системы вызвана тем, что в условиях грядущего дефицита энергоресурсов и необходимости инновационного развития экономики важнейшим ресурсом становится сам человек. «Народ – это новая нефть», и его эффективность, как её понимает бизнес, должна быть максимальна. Именно этим диктуется необходимость отбора талантов и дальнейшее их обучение для работы в конкретной сфере. А чтобы у человека была возможность смены вида деятельности в быстро меняющейся современной среде, он должен уметь переучиваться на протяжении всей жизни. Государство передает образование в руки бизнеса, который выдвигает новую парадигму: не надо учить всех – это не выгодно, - нужно отобрать способных и дать им востребованные на данный момент бизнесом навыки. В результате массовая школа, по образцу США, становится социальной, а развитие и квалификацию человек получает в сфере дополнительного образования.

Продолжаем отвечать на вопрос "что делать".

Мы уже поняли направление трансформации российского образования и её конечную цель. Теперь можно обозначить проблемы, которые эта трансформация создает нам, и найти способы их преодоления. Дальнейшее изложение построим по такой схеме: формулировка проблемы – предлагаемое решение. Итак, начнём.

В предыдущих статьях мы постарались разобраться, что происходит в образовании, и в общих чертах ответили на извечный русский вопрос "кто виноват". Пора приступить к ответу на второй вопрос: а что делать? Читатель, видимо, и сам уже понимает, что ответ на этот вопрос не уложится в несколько понятных сразу тезисов и советов. Поэтому подойдем к решению вопроса основательно и начнем с описания того, как в реальности реализуется повестка форсайта, во что на самом деле воплощаются великие замыслы реформаторов и к чему это приведет в конце концов. Иными словами, сейчас мы построим свой, Инсайдерский Форсайт, на основе профессионального взгляда на ситуацию в образовании изнутри.

Продолжаем обзор Дорожной карты «Кружкового движения» Национальной технологической инициативы.

Экономика знаний, характеризующаяся непрерывным развитием технологий, повышает требования к уровню компетенций и темпу их обновления. Основой кадровой политики стран, претендующих на серьезное положение на глобальном рынке высоких технологий, становится поиск и развитие талантов. Глобально и локально на волне новой технологической революции повышается спрос на инженерные, творческие, исследовательские компетенции и специальности, в том числе междисциплинарные. В этой связи растет глобальная конкуренция за таланты как основной ресурс генерации добавленной стоимости. Возрастает востребованность проектных команд, способных работать с полным жизненным циклом продукта от замысла до выхода на новый технологический рынок.

Форсайт образования предусматривает, что к 2025 году массовая школа будет давать только базовые знания, а углублённый уровень будет доступен в специализированных школах (классах) и в учреждениях дополнительного образования, где государственного контроля над содержанием и методикой обучения нет. Ответственность за обучение и воспитание детей теперь полностью ложится на родителей. И в публикациях ВШЭ, и в лекциях реформаторов не скрывается то, что по факту уже происходит, но не всеми осознано: государство больше не предоставляет гражданам (детям и взрослым) образование хорошего уровня, а даёт только социальный уровень. В этой связи сфера дополнительного образования приобретает важнейшее значение. Что и как делается в этой сфере, мы и разберем в этой статье.

Институт образования ВШЭ опубликовал методичку под названием «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра» (УКНГ). Это «Практические шаги для трансформации школы» в соответствии с «глобальным контекстом жизни каждого человека». Необходимость трансформации образования в ней обосновывается рекомендациями ЮНЕСКО, Всемирного банка, ОЭСР.

Продолжаем обзор статьи ректора Московского гуманитарного университета, д.ф.н. И.М. Ильинского.

Разделение общества на богатых, бедных и нищих чревато неистребимым противоречием, суть которого состоит в том, что на полюсе ничтожного меньшинства (в США 1 % населения владеет 40 % всех богатств; в России 70 % богатств принадлежит 3 % населения) концентрируется потенциал людей, которым завидуют другие; на другом полюсе (а это практически все общество) формируется потенциал зависти, переходящей в отчаяние и ненависть от того, что эти многие другие не могут получить того, что имеют совсем немногие. Зависть рождает поначалу потребность в достижении высоких стандартов бытия, которая по мере осознания недостижимости этого «идеала» (все уже захвачено и поделено) обращается в потребность разрушить существующее положение вещей. Из названного фундаментального противоречия рождается острая глобальная проблема: как крошечному меньшинству населения мира и практически каждой страны управлять подавляющим большинством населения, предупреждая бунты, восстания и революции, грозящие потерей власти и богатств?

Ценность образования представляется нам бесспорной. В наших интересах иметь достойное положение в обществе и большие доходы, невозможные без хорошего образования. Но в постиндустриальную эпоху наличие высокообразованного общества противоречит интересами правящих элит и государства в целом. Такое положение вещей доходчиво и образно разъяснено в бессмертном произведении Эразма Ноттердамского:

Мы наконец подошли к самой сути цифрового образования – к его содержанию и методу - и готовы найти ответ на вопрос: чему и как будет учить цифровая школа. В основе столичной (и далее российской) «цифровой школы» лежит проект МЭШ. Разберёмся в его «начинке» с помощью официальных публикаций.

Осенью 2016 г. был запущен проект «Московская электронная школа» (МЭШ) - открытый информационно-образовательный портал, который стал основой для внедрения по всей стране «Российской электронной школы» (РЭШ).

Продолжаем. В скобках курсивом мои комментарии.

25 мая 2018 в работе Петербургского международного экономического форума приняла участие Министр просвещения Российской Федерации О. Васильева. Она прокомментировала, что изменит в сфере образования реализация проекта «Цифровая школа».

Проект, по словам министра, должен в корне изменить образовательный процесс.

В скобках курсивом  - мои комментарии.

Министерство просвещения планирует частично избавиться от традиционных учебников по 11 предметам общеобразовательной школы к декабрю 2020 года, следует из рабочей версии паспорта нового приоритетного проекта «Цифровая школа», с которой ознакомился РБК. Согласно проекту, у учеников будут «сертифицированные в установленном порядке устройства персонального доступа». Бюджет проекта может составить 507,3 млрд руб., следует из документа.

Оставшиеся материалы по образовательным платформам выкладываю отдельной статьёй (чтоб не пропали).

В октябре «Яндекс.Касса» и университет интернет-профессий «Нетология» представили новое исследование рынка онлайн-образования. Согласно его результатам, «оборот рынка онлайн-образования ежегодно растет на 60%,

Читатель, далёкий от проблем образования, может подумать, что его не касаются все эти конференции, на которых какие-то пришельцы говорят на не доступном для среднего ума новоязе. Но на этот раз проблемы образования касаются всех. Всех, потому что внедрение образовательных платформ уже повсеместно началось, причём в самом опасном варианте – в начальной и средней школе. И уже прорисовываются ближайшие перспективы этого ориентированного на прибыль процесса.

Продолжим наш обзор выставки-продажи новейших образовательных технологий prêt-a-porter, которая носит название «EdCrunch». Название это можно перевести как «Образовательный кризис (или критический, решающий момент)».

Нам осталось узнать, как же воплощаются в жизнь великие замыслы Архитекторов Новой образовательной системы? На просторах интернета восторженных описаний их грандиозных достижений не счесть. Давайте проследим основную линию поведения заинтересованных в этом деле лиц (стейкхолдеров, по-современному).

Новомодные образовательные тенденции критически рассмотрены в трёх статьях Вестника Новосибирского государственного педагогического университета. Ниже приводятся наиболее интересные фрагменты этих статей. В скобках курсивом мои примечания.

Форсайт образования имеет много общего с  показом от-кутюр (Haute Couture). Высокая мода задает образец совершенной одежды, направление и стиль, к которому нужно стремиться, оказывает влияние на формирование глобальных модных тенденций. На показ приглашаются журналисты, фотографы, лидеры общественного мнения. Некоторых гостей привлекают за гонорар посидеть в первом ряду. Тренды будущего сезона освещают глянец и стилисты, чтобы публика уже сейчас знала, что будет модно, и как надо шагать в ногу со временем.

Profile

prepod

May 2024

S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
1920212223 2425
262728293031 

Syndicate

RSS Atom

Page Summary

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 20th, 2026 05:44 am
Powered by Dreamwidth Studios